ДОМ-МУЗЕЙ ламы из села Хойтогол Менженова
(Осорова) Лопсон-Базара Гуржаповича.
С 1917 г. по 1922 г. положение ламаистской церкви в Бурятии оставалось довольно устойчивым. Выплата податей и отработка повинностей за штатных и нештатных лам продолжала лежать на прихожанах в соответствии с Положением 1853 года. Даже после ужесточения Советским государством налоговой политики дацанская администрация направляла требования о выплате подоходного налога в сельсоветы. Ремонтировались старые дацаны и дуганы, строились новые, в том числе дуган Бурхан-Баабай в 3 километрах от Ниловой Пустыни и Хойморский дацан в селе Койморы. (Правопреемником Хойморского дацана сейчас является дацан «Бодхидхарма» в Аршане). В 1918 году в Тунку приехал из Тибета лама Будон Лхарамба (Лхарамба - высшая учёная степень в тибетском буддизме). К тому времени все хаты Тункинской долины «приняли» буддизм. Только хат Шаргай-Нойон «оставался» приверженцем шаманизма. Шаманизм исповедовала и часть жителей улуса Хойтогол, расположенного недалеко от священной горы Хайрхан. Перед Будон Лхарамбой стояла задача ввести главного хата местности в буддийский пантеон, покончив с остатками шаманизма. Лама погрузился в глубокий сон и проспал три дня и три ночи. Проснувшись, он рассказал о своих поисках Шаргай-Нойона в его буддистской ипостаси, Бурхан-Баабая. На земле поиски оказались безуспешными, и тогда душа ламы вознеслась на небо, где он увидел великолепный дворец Бурхан-Баабая. Бурхан-Баабай не впустил ламу в свои покои, а выслушал его рядом с ними. Выслушав всё и обдумав, Шаргай-Нойон объявил о своём «переходе» в буддизм и позволил проводить посвящённые ему буддистские обряды у подножия горы Хайрхан. Одновременно хат запретил шаманизм от Турана до села Монды в 60 вёрстах от его горы.
"Жалсан Ургэл"
Музей-Дуган "Бурджи Лхамо"
Дуган Бурджи Лхамо
Культ богини Бурджи Лхамо носит древний, еще добуддийский характер. Ее сияющее белоснежное тело подобно вершине горы Меру. В правой руке она держит драгоценный сосуд, наполненный нектаром, излечивающим женщин, которые не в состоянии родить ребенка, и дарующим младенцам долгую жизнь. Прижимая к груди, Бурджи лхамо держит ребенка - основной символ материнства и того, что она всецело защищает детей. Изобилие и богатство падают, словно дождь «девяти драгоценных желаний», такова символика атрибута в левой руке богини. В изгибе левой руки она сжимает царя мангустов, для того чтобы йогой умножить желаемое изобилие. Огненно-рыжие волосы всклокочены; у правого уха - лев, который подавляет всех богов своим великолепием, у левого - черный змей, очищающий море сансарных клеш. Прекрасные глаза видят абсолютно всё, наблюдая за тремя мирами бытия. Из пупка восходит солнце, иссушающее Сансару, из макушки восходит луна, освещающая и растворяющая мрак неведения. Правая и лева груди богини источают некатор, вскармливающий и излечивающий детей богов и людей. Бурджи Лхамо является эманацией Зеленой и Белой Тары. Бурджи Лхамо - богиня дарующая детей. Для прошения детей нужно принести зеленый хадак, игрушки, ленты 5 цветов.Сегодня в дацане проходит освящение 3 ступ Будды, которые будут установлены на тропе "Саянай зурхэн". Тропу вокруг горы начали возводить в рамках федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма». Длина пути составляет 4,6 км. Несколько лет назад были оформлены стенды со справочной информацией, установлены беседки, символизирующие годы жизни по восточному гороскопу, был проложен деревянный настил. Сейчас на тропе идет установка 108 буддистских ступ со статуями Будды. Каждая ступа обустраивается силами одного рода. На предложение принять участие в оформлении ступ откликнулись многие — в основном это жители Бурятии, Иркутской области. Семьи сами же работают на тропе: ставят беседки, красят, оформляют в едином стиле.